20-летний путешественник из Челябинска совершил мотопробег до Надыма
Любите ли вы путешествовать? Наверное, многие ответят: да, летом на машине... Но как вы отреагируете, если вам предложат прокатиться на Крайний Север за 2500 км от дома зимой да ещё и на мотоцикле? Я не чокнутый, скажете вы!..
– Жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать всегда! – ответит вам тот, о ком ниже пойдёт разговор.
О приезде в наши края молодого мотопутешественника Александра Штанькова, в байкерских кругах именуемого Эфиоп, знали заранее. 18 января он стартовал в одиночный мотопробег из Челябинска на Север. Как и принято, братья по духу следили за его передвижением в соцсетях. Мотоциклисты одного города, провожая экстремала, сообщали следующим о его выезде, чтобы те были готовы в любое время встретить туриста и при необходимости помочь чем-либо. Дальней точкой его пути был Надым.
За пару дней до встречи познакомилась с ним через интернет. В ожидании увидеть на личной страничке фотографию бородатого матёрого путешественника, удивилась, что с экрана на меня смотрит 20-летний парень. Перехожу по ссылке на персональный сайт, в котором он ведёт свой дневник поездок, и удивление возрастает в разы...
НЕМНОГО ИЗ БИОГРАФИИ
…С мотоциклами в его семье знакомы брат и дедушка. С 12 лет Александр сам стал управлять «Минском», позже пересел на «Урал», потом на дедовский «Иж-Планету» 1965г.в. Старушку пришлось доводить до ума. «Заменил вилку, фару, ведущую звезду, карбюратор, реле-поворотников, сами поворотники, добавил явовский багажник» – делится Штаньков на странице своего сайта.
В 16 лет получил права, откатал сезон по Челябинской области и следующим летом решился на первый дальнобой в 1600 км. Из родного города Бакала путь лежал через Уфу, Самару, Саратов, Борисоглебск, Анну и Бобров. Конечная точка – район города Лиски, где проходил байкерский слёт. На какие деньги поехал? Когда хочешь осуществить мечту, то возьмёшься за любую работу. Даже квас продавать из бочки, как это делал Александр. Новые места, знакомства, события так зацепили парня, что он всерьёз «заболел» путешествиями. Для дальнейших поездок сначала пересел на японца Honda Transalp400, потом были Honda Transalp XL600, Honda Africa Twin750, Honda CB400SF и Honda XRV750 Africa Twinrd07.
Вся его джинсовая жилетка обшита нашивками. На ней практически нет свободного места. Нашивной шеврон можно получить только за мотодальнобои разного уровня сложности. Нормативы считаются пройденными, если пилот проедет то или иное расстояние за короткое время.
Читая его интернет-дневник, понимаешь, что он не просто едет до определённой точки, а старается посетить исторические места нашей Родины. Сейчас на его счету десятки тысяч пройденных километров и охвачено более чем 70 % территории России. Побывал у берегов Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также Чёрного, Азовского, Белого, Баренцева и Охотского морей. В 2012 году объехал Украину и Белоруссию. В январе-феврале 2013 года совершил первый зимний мотопробег от г. Бакала до Кольского полуострова, с пересечением Полярного круга и протяжённостью маршрута около 5 000 км. В 2014-м вторая зимняя поездка была в Тульскую область. Как пишет сам Александр: «Итог был плачевным – мне понравились зимние путешествия!».
МОРОЗЫ НЕ ПУГАЮТ
Маршрут из Челябинска в Надым выдался нелёгким. Чем дальше мотоциклист следовал на Север, тем температура становилась ниже, пока не достигла минус 37 градусов (под Ноябрьском). Утеплённая и подготовленная техника не выдерживала морозов. Случались и поломки. На помощь всегда приходили ребята из мотосообществ северных городов. В районе Нового Уренгоя погода немного сжалилась над путешественником, но в то же время по полной дала ощутить, что такое северный ветер. Встретив Александра, уренгойские мотобратья провели его по музеям города и сопроводили до главной цели – стелы Полярного круга, которая находится в 80 км в сторону Ямбурга. А через пару дней отправили к нам.
В Надым Штаньков прибыл 28 января. Как и подобает: тёплая встреча, знакомство, обед и совместный путь ко второй его цели – сталинским лагерям 501-й стройки.
– Я давно хотел побывать на Крайнем Севере, а когда случайно наткнулся на информацию о зимних мотоэкспедициях, проходивших через ваши города, созрел и сам, – рассказывает Александр. – Месяц таксовал без выходных, чтобы на заработанные деньги осуществить мечту. И вот я здесь.
Пробравшись по сугробам до лагеря у разъезда Щучий, мы осмотрели несколько бараков, карцер и пищеблок.
– Мне интересны эти места, я впечатлён, – говорит Александр. – Историю страны надо знать и помнить. Жаль, что снег не дал увидеть большего. Я обязательно постараюсь приехать сюда снова, но уже летом или осенью. А сейчас хочу доехать ещё до 503-й стройки, там где паровозы стоят, но это уже как погода даст.
На следующий день, провожая мототуриста в обратную дорогу, узнали, что Надым не конечная точка этого дальнего путешествия. Дорога домой пройдёт с заездом в Нижневартовск – последнюю цель его зимнего маршрута.
Через пару дней на его страничке в соцсетях появилась ещё одна запись: «Дома. Спасибо всем, кто мог помочь и помогал»...
Теперь биография поездок Александра дополнилась ещё несколькими городами. А на джинсовой жилетке появятся новые нашивки за мотодальнобой в зимний период: «Медвежья миля» (1 000 км меньше чем за сутки) – прошёл 1 100 км за 15 ч. 26 мин. и «Frozen Butt 1 000» (1 608 км меньше чем за сутки) – 1 640 км за 22 ч. 50 мин.