Наверх ↑
Свернуть ↑

Автомобили Великой Отeчественной Войны. Грузовики.

08.05.2014 10:45
Отдавая дань памяти Великой отечественной войне, нельзя не вспомнить автомобили, внесшие свой вклад в Победу

Отдавая дань памяти Великой отечественной войне, нельзя не вспомнить автомобили,  внесшие свой вклад в Победу.  Их, автомобилей той эпохи, осталось не так уж и много; немалая их часть заслуженно заняла свои места на пьедесталах памятников  по всему бывшему СССР, а некоторые отреставрированы энтузиастами, и на ходу до сих пор.

И, конечно же, начать обзор следует с грузовичка, внесшего наибольший вклад в Победу: 

ГАЗ-ММ, «полуторка» 

Первый автомобиль, название которого всплывает в памяти в связи войной. Маленький, неказистый грузовичок, составлявший половину автомобильного парка РККА в годы войны. Именно «полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Перегруженная сверх нормы, взбиравшаяся на возвышенности исключительно задним ходом (в том числе и по причине отсутствия бензонасоса, топливо шло самоходом) – имена эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала больных и ослабевших ленинградцев, в основном – стариков и детей. Общий тираж «полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров. 

А еще зимой 1941-42 года в блокадном городе появилась легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера полуторки отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками.  И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке». 

ЗИС-5, «трехтонка» 

На большинстве памятников автомобилям ВОВ установлен именно этот автомобиль, и его очень часто путают с «полуторкой» ГАЗ-ММ. Внешне они довольно-таки похожи, хоть ЗИС и несколько больше. Кроме того, в отличие от «полуторки», «трехтонка» выпускалась сразу на нескольких предприятиях; кроме Москвы, этот грузовик выпускался также в Ульяновске и Миассе; предприятия назывались УльЗИС и УралЗИС соответственно.  

И еще факт: легендарная «Катюша» поначалу монтировалась на трехосной версии ЗИСа, ЗИС-6, поскольку для «полуторки» установка оказалась излишне тяжелой и крупногабаритной.  Да и для ЗИСов подходила слабо; для залпа установку надо было повернуть на 90 градусов относительно продольной оси грузовика, из-за чего автомобиль сильно раскачивало, и терялась точность залпа. С началом поставок по ленд-лизу «студебеккеров», «катюша» стала ставится преимущественно на них. И несмотря на кажущуюся непатриотичность, это привело к ощутимо возросшей точности залпа. 

Собственно «Студебеккер» 

Этот автомобиль знаком даже людям, чьи интересы не распространяются на автомобильную технику и на Великую Отечественную войну. Тепло вспоминаемый всеми фронтовиками, удобный, комфортный, и проходимый не хуже отечественных грузовиков, ленд-лизовский трехосник, поровну деливший тяготы войны с ГАЗ-ММ и ЗИС-5, он навечно остался в памяти советского народа.  Впервые экзотическая машинка из другого, по ту сторону океана, мира, появилась на наших дорогах уже осенью 1941; пока в минимальных количествах, но уже летом 1942 автомобиль стал узнаваемым на всех фронтах. 

Следует сразу отметить, что в армии США этот автомобиль не был известен никогда, и только специалисты вспомнят о существовании фирмы Studebaker Corporation; о ее вкладе во Вторую Мировую войну не сразу вспомнят даже они.  Да и  среди нас мало кто знает автомобильную марку «Аванти» с ее потрясающе красивыми спорткарами; да-да, бывшая «Студебейкер Корпорейшен» сменив кучу владельцев и несколько названий сегодня производит штучные суперкары. 

Доставлялись в СССР они весьма необычным способом , через Иран, а сам маршрут получил название «трансиранского»; Германия также имела свои интересы в данном регионе,  поэтому территория Ирана была оккупирована советскими и британскими войсками еще в августе 1941 года. Почти сразу в порты Ирана двинулись американские сухогрузы, чей путь от побережья США до берегов Ирана был равен двум с половиной месяцам. Специально для поставок по ленд-лизу была модернизирована трансиранская железная дорога, и  на скорую руку построены множество дорог автомобильных, а также под руководством корпорации GM там было построено два автосборочных предприятия; значительная часть автотранспорта поставлялась в машинокомплектах. Из Ирана на фронт грузовики шли уже своим ходом, и уже с грузами.

Всего в СССР было поставлено более 100 000 одних только «студебеккеров». 

 

comments powered by HyperComments
Как выбрать новую машину в Челябинске?

Как выбрать новую машину в Челябинске?

Благодаря нашему сервису поиска вы можете совершить достойный выбор.
Зимние хлопоты об автомобиле

Зимние хлопоты об автомобиле

Зимние хлопоты об автомобиле скорее коснулись уже челябинцев. Теперь иногда чтобы утром с легкостью сесть за руль своего автомобиля, необходимо проделать некоторые манипуляции.
Какая тонировка разрешена 2014-2015 гг.?

Какая тонировка разрешена 2014-2015 гг.?

Особенности тонировки автомобилей в 2014 - 2015 году, а также о возможные наказания за нанесение на стекло тонировочной пленки.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационный автомобильный портал www.pogazam.ru предупреждает о возможном размещении материалов, запрещенных к просмотру лицам, не достигшим 18 лет.