Авто блоги
Она... Магнитола!
Автор: OlyaF // 08.05.2009
Пожалуй, это самая незаменимая вещь в автомобиле. Представьте: человек открывает дверь машины, садится за руль, заводит двигатель… Затем его сосредоточенный взгляд устремляется вправо и чуть вниз, а рука начинает что-то нажимать, перебирать FM-диапазоны… Да, автомобиль без магнитолы – это, конечно, автомобиль, но с ней как-то лучше. Кто, как не ди-джей радио-шоу скрасит одинокое простаивание в пробках по дороге на работу или домой? Где, не отвлекаясь от дороги, можно узнать о событиях дня, неработающих светофорах и курсе валют, как не на радио? «Оно меня успокаивает», «Не могу ездить в тишине», «Я вообще никуда не поеду, пока не настрою радио!», - а ведь по сути водители и сами не могут объяснить, зачем им в машине нужна эта штуковина. Ну и ладно, нужна и нужна. А ведь когда-то радио в автомобиле было настоящим предметом роскоши.
В глобальном смысле все началось ровно 114 лет назад, в 1985 году, когда русский физик Попов отправил сквозь пространство первый в истории радиосигнал. Потом была эпоха освоения технологии – конструировались различные устройства для приема радиосигналов. Как и все новое, лишь самые обеспеченные граждане могли позволить себе это чудо техники. Удивительно, но попытки установить радиоприемник в автомобиль начались еще в 1919 году, практически сразу после того, как подобные устройства обосновались в особняках представителей высшего света европейских столиц и американских мегаполисов. Однако прообразы современной автомагнитолы появились лишь на рубеже 20-30-х годов прошлого века. До этого конструкторы никак не могли справиться с двумя проблемами: оборудование было слишком громоздким, а настройка постоянно сбивалась. В 1922 году американский радиоинженер Уильям Лир запатентовал технологию, позволяющую решить обе проблемы. Он предложил поместить радиоприемник в специальный ящик под сиденьем, а устройство, принимающее сигнал, разместить вертикально, а не горизонтально – в этом случае настройка не сбивается. Именно по этой технологии с 1930 года начал производить радиоприемники для авто владелец чикагской фирмы «Galvin Manufacturing» Пол Гэлвин. Эти первые устройства продавались под торговой маркой «Motorola», которая в 1947 году стала названием самой компании. А всего через несколько лет «Motorola» подписала контракты с ведущими автомобильными компаниями, такими как Ford, General Motors и Chrysler.
Первое отечественное автомобильное устройство, способное принимать радиосигналы, появилось в 1956 году, вместе с автомобилем марки «Москвич-402». Радиоприемник был частью базовой комплектации стильной новинки советского автопрома. К сожалению, тенденция производить отечественные авто со встроенными приемниками не получила дальнейшего развития. Тем не менее, в начале 1970-х, в рамках кампании по увеличению производства товаров народного потребления, завод «Звезда» совместно с Ленинградским НИИ радиоприема и акустики разработали устройство АМ-301 – первую отечественную автомагнитолу, способную не только принимать радиосигналы, но и проигрывать музыку с кассет. Популярность АМ-301 была огромной. Хотя позволить ее себе могли немногие: магнитола стоила около 400 рублей, тогда как зарплата инженера в то время не превышала 150 рублей.
Так вот началась история автозвука. Из предмета роскоши, доступного единицам, всего за несколько десятилетий магнитола превратилась в один из самых массовых товаров. Но ведь это и есть прогресс. Так что спасибо Попову за радио и всем-всем-всем конструкторам, придумывавшим автомагнитолу. Если бы не вы, на дорогах, наверно, было бы скучно J
Та самая АМ-301