Автоспорт
Наказание без преступления
Субботний эпизод в конце квалификации в Монреале, когда McLaren попросила Льюиса Хэмилтона заглушить мотор, чтобы сэкономить топлива для технической инспекции, вызвал немало дискуссий. Стюарды рассудили действия команды как нарушение одного из пунктов регламента и оштрафовали ее гонщика на кругленькую сумму. В McLaren решение приняли, но остались при своем мнении: никаких нарушений не было.
В качестве обоснования своего решения стюарды сослались на статью 15.1 спортивного регламента, которая гласит, что директор гонки «может давать участникам инструкции через специальные циркуляры».
В данном случае речь идет о письменном указании, с какой минимальной скоростью может двигаться гонщик, возвращаясь в боксы по окончании квалификационной попытки.
Эта традиция появилась в 2008 году, когда гонщики первой десятки должны были стартовать с тем количеством топлива, что оставалось в баках после квалификации. Команды, учитывая это, в массовом порядке стали призывать своих пилотов сразу после пересечения финишного створа сбрасывать скорость, менять режим подачи топлива, чтобы проехать круг, расходуя как можно меньше бензина.
FIA сочла, что такие действия создают опасные ситуации, когда перед гонщиками, продолжающими квалификационные попытки, вдруг оказываются неспешно едущие соперники. С тех пор директор гонки на каждом этапе письменно уведомляет всех, с какой минимальной скоростью они могут двигаться по трассе – для каждом автодроме эта цифра своя.
С отменой дозаправок во время гонки такая практика несколько утратила свой смысл, но издание циркуляров продолжается. В McLaren рассудили, что они не имеют обязательной силы, а носят лишь рекомендательный характер. Вот почему, оказавшись перед дилеммой: остаться без необходимого для техинспекции килограмма бензина (что автоматически ведет к аннулированию результата квалификации) или нарушить предписание, характер которого может трактоваться по-разному, выбрала последнее.
Можно не сомневаться, что в ближайшее время FIA даст специальные разъяснения по этой теме.