Автоспорт
FIA GT1: Цели Рателя
В ходе последних интервью Стефан Ратель объяснил, чего ожидает от чемпионата мира FIA GT1. Руководитель первенства сообщил, что намерен сохранить дух гонок GT и привлечь новых болельщиков из молодежной среды.
Правда, «дух» гонок Ратель понимает весьма своеобразно. Для него главной особенностью соревнований GT является главенство зачета марок над чемпионатом пилотов: «Наши деды были правы: чемпионатом мира для гонщиков являлась Формула-1. Затем появился чемпионат мира среди марок. Несмотря на короткий формат гонок FIA GT1, мы непременно сохраним принцип экипажей. На одной машине будут выступать два спортсмена. Нам нужно, чтобы с победителем ассоциировался именно бренд. В воскресение марка выигрывает, а в понедельник она получает рекламу в газетах». Получается, организаторы FIA GT1 вознамерились возродить чемпионат мира спортивных машин.
Таким образом, Ратель невольно вновь вступает в противоборство с Патриком Петером. В 1994 году Ратель, Петер и Юрген Барт организовали чемпионат BPR, ставший прообразом FIA GT. Набиравшее силу первенство привлекло внимание Берни Экклстоуна, и тот решил купить удачную задумку. Ратель и Барт дали согласие, однако Петер категорически воспротивился затее, что привело к выяснению отношений в суде. Патрик покинул своих бывших коллег и вскоре стал одним из главных управляющих серии Ле-Ман. Напомним, в этом году стартует Международный кубок Ле-Ман, в котором многие уже сейчас видят преемника чемпионата спортивных машин WSC.
В первом же сезоне примет участие заводская команда Audi. Представители Peugeot еще не готовы сообщить своего решения на счет текущего сезона, однако в 2011 году они также будут стартовать в Кубке. Марка Aston Martin будет представлена благодаря частной команде Signature Plus. А Ратель не смог заручиться поддержкой многих известных производителей. Ferrari, Porsche и Audi наотрез отказались выставлять свою технику в новом чемпионате мира. Вряд ли из FIA GT можно будет организовать настоящего правопреемника без поддержки ведущих марок.
Стоит отметить, что в ближайшее время ставка будет делаться на GT «массового» производства. Ратель подчеркнул, что штучные Maserati MC12 проведут в чемпионате мира только два года. Интересно, что совсем недавно говорили лишь об одном сезоне.
Странно, но многие болельщики до сих пор считают золотой эпохой GT именно последние сезоны 90-х, когда на трассу выходили эксклюзивные купе или прототипы Ferrari F40, McLaren F1, Mercedes CLK, Porsche GT1.
Впрочем, не одной лишь техникой жив автоспорт. Некоторые положения спортивного регламента также вызывают неприятие у любителей автоспорта со стажем. Например, болельщикам не нравится правило заявки гонщиков на сезон вперед. В этом правиле точно не соблюдается приверженность тому самому духу GT. Одна из черт, которая до сих пор привлекает в настоящих гонках Гран Туризмо, – невообразимая для многих чемпионатов свобода для гонщиков и заявителей. Какая-нибудь небольшая команда из Восточной Европы, например, может весь сезон готовиться в национальных чемпионатах, чтобы выставить экипаж лишь на одну гонку, имеющую международный статус. А напряжение, которое царит перед 24-часовыми марафонами, обязательно подогревается неясностью с составами экипажей. Это часть настоящей спортивной жизни: команды стремятся блеснуть на центральных этапах и собирают звездные экипажи, которые весь сезон содержать просто нереально.
Интересно, что, по мнению организаторов, одна из главных черт, присущих настоящим гонкам GT, вовсе не несет в себе никакого духа. Ратель заявил, что нахождение на трассе двух классов машин мешает зрителям. Во все времена на старт выходили более одной категории спортивных автомобилей, что делало соревнования Гран Туризмо крайне демократичными, ведь никто не обязывал покупать купе определенного класса – достаточно было заявиться в подходящий зачет. Этим, кстати, и объясняется невероятная популярность гонок VLN на Северной петле Нюрбургринга. Там гонщики выступают в свое удовольствие, а не работают на телевидение или рекламную отдачу для бренда. Почему-то болельщики, собирающиеся в Ле-Мане или на этапах LMS, не жалуются, что им трудно разобраться в происходящем на трассе. Наоборот, разнообразие техники является одной из самых привлекательных сторон марафонов. И этот факт еще раз подчеркивает, что в гонках спортивных машин кипит жизнь.
Получается, спортивный регламент FIA GT1 вобрал в себя все самое худшее из правил других чемпионатов мира: спринтерские заезды, удобные для показа на ТВ, обязательные заявки на весь сезон. Остается только, чтобы второй экипаж останавливался за метр до финишной черты и пропускал вперед лидера команды: «Ему очки в чемпионате мира нужнее, чем мне».
Возможно, благодаря своим реформам Ратель и привлечет молодых болельщиков, которые до сих пор ассоциируют GT с аркадными компьютерными играми. А европейские любители автоспорта со стажем уже выражают свое недовольство изменением формата, ухудшением характеристик машин и закрытием чемпионата FIA GT2. Несмотря на то что соревнования GT1 на Силверстоуне вновь пройдут в рамках знаменитого «Трофея Туристов», смотреть там будет попросту не на что. Единственными интересными заездами будут старты FIA GT3, проходящие в рамках гонок поддержки. Удивительно, но некоторые британские болельщики уже сообщили, что вместо присутствия на легендарной домашней гонке они отправятся в Бельгию, где неделей спустя пройдет заезд «1000км Спа», который соберет невероятно сильный состав участников.
Настоящие гурманы уже разобрались, в каких гонках остается тот самый пресловутый дух, кипит настоящая жизнь, а какие потихоньку превращаются в обыкновенное телевизионное шоу.
autosport.ru