Автоспорт
WRC: Ралли Швеции. Снег и гравий
Очередной чемпионат мира по ралли начинается с зимнего этапа. Благодаря системе ротации, принятой в календаре WRC, единственная гонка на снежном покрытии поочередно проходит в Норвегии и в Швеции. Правда, в отличие от прошлого года, нынешнее испытание вряд ли можно будет охарактеризовать как борьбу на снежных просторах.
Несмотря на все усилия организаторов Ралли Швеции, перенесших большую часть маршрута на север, кое-где дороги будут скорее гравийными, нежели привычными заснеженными. Не помогли ни прошедшие недавно обильные снегопады, ни мороз -25. Уже после первых ознакомительных проездов по маршруту многие гонщики сообщили, что на некоторых участках дорога уже усеяна гравием.
Естественно, в таких условиях непросто придется зимним шинам, на которых обязаны выступать все участники. Узкий (205/65R15) протектор буквально усеян 7-миллиметровыми шипами. Сколько продержатся в рабочем состоянии такие шины на промерзшей гравийной трассе, неизвестно. Каждому экипажу приходится держать в уме тот факт, что на все ралли в их распоряжении лишь 42 колеса, поэтому поиск гонщиками оптимального ритма сулит зрителям самое непредсказуемое развитие сюжета. По предварительным прикидкам, стартовать на таких спецучастках выгоднее первым, поэтому борьба за лидерство должна стать нешуточной, а коллективы вряд ли будут прибегать к использованию командной тактики.
Вообще, Ралли Швеции считается очень зрелищным. Казалось бы, на снегу и льду гонщики не будут показывать феноменальные скорости, однако шведский этап обычно является одним из самых скоростных в календаре. Благодаря огромным сугробам, на которые можно немного опереться, повороты проходятся гораздо быстрее. Правда, из-за нехватки снега до сих пор непонятно, что будет на сей раз.
Как и в 2008 году ралли базируется в Карлстаде, однако сервисный парк теперь перенесли на 85 км севернее к аэропорту Хагфорс. Большинство спецучастков проложено в регионах Вармланд и Даларна. Более половины дистанции спроектировано заново. Нетронутыми остались лишь суперспециальный участок в Карлстаде, который участники преодолеют в четверг вечером, и пара других СУ. В пятницу экипажи отправятся к самой северной точки маршрута, в субботу основные действия развернутся недалеко от Хагфорса, а воскресные допы расположены к востоку от сервисного парка. Благодаря такому разбросу хронометрируемых зон участникам нужно будет преодолеть более 1800 км, из которых всего 345 приходится на спецучастки. Метеорологи обещают, что погодные условия будут самыми подходящими для настоящей зимы: на некоторых участках пути температура будет опускаться ниже -25 градусов по Цельсию.
Естественно, в таких условиях комфортнее должны чувствовать себя финны и норвежцы, однако статистика прошлых зимних ралли не может выделить однозначного фаворита. На пяти предыдущих снежных гонках побеждали Петтер Сольберг, Яри-Матти Латвала, Микко Хирвонен, Маркус Гронхольм и, как ни странно, Себастьен Леб. Последний заранее сообщил, что не является претендентом на победу, так как дорожное покрытие на Ралли Швеции будет привычным для финнов, как выразился Леб.
За прошедшее межсезонье в конструкцию раллийных машин не вносили существенных изменений, поэтому расклад сил не должен измениться серьезно. Получается, Хирвонен и Латвала приобретают небольшую фору, если Леб и впрямь собирается осторожничать. В таких условиях в команде Citroen могут поставить на Сольберга-младшего, который выступает на частной машине. Если Себастьен не собирается отнимать зачетные баллы у главного соперника, так пусть этим займется Петтер. А на гравийных и, тем более, асфальтовых ралли все войдет в привычное русло.
Естественно, не будем забывать и о других участниках. На своем любимом ралли решил тряхнуть стариной «Волшебник» Маркус Гронхольм, который поедет на частном автомобиле Ford Focus RS WRC. Как показали прошлогодние соревнования в Португалии, Маркус ничуть не растерял навыков и может ехать в одном темпе с лидерами. Чудес можно ожидать от него на спецучастке Саген, в честь которого Гронхольм назвал свой ресторан. Жаль, но Волшебник объявил об участии всего лишь на одном ралли. А чемпион Формулы-1 2007 года Кими Райкконен поедет практически на всех этапах. Правда, глупо ожидать от него высоких результатов с первых же гонок. Судя по последним стартам, Кими для начала нужно просто добраться до финиша. Кстати, если Райкконену это удастся, то попадание в очки ему практически гарантировано, ведь буквально за несколько дней до старта соревнований Совет по автоспорту одобрил изменение системы начисления зачетных баллов. Теперь очки присуждаются первой десятке гонщиков. Интересно, как скажется эта новинка из мира F1 на заочной борьбе в ралли.
Не стоит забывать, что наступивший сезон станет последним для техники World Rally Car. Со следующего года на смену нынешним автомобилям Citroen C4 и Ford Focus придут более компактные хэтчбеки DS3 и Fiesta. Уже в Швеции некоторые команды решили заявить технику S2000 в специальном зачете SWRC. Там будут представлены автомобили Ford Fiesta и Skoda Fabia. Впрочем, некоторые болельщики уверены, что никакие «агрессивные» аэродинамические обвесы не помогут новым машинам выглядеть столь же восхитительно, как нынешним специализированным раллийным версиям. Это заставляет с большим вниманием и интересом следить за сражениями нынешних «старичков» на одном из красивейших и уникальных ралли в календаре чемпионата. Будем надеяться, гравий им не помешает.
autosport.ru