Энциклопедия
Защитное покрытие днища
Автор: Док Уотсон // 28.03.2009
Профилактику коррозии днища автомобиля также следует начинать с того, что почаще удалять грязь и проверять состояние металла.
Днище, внутренние поверхности крыльев и другие нижние поверхности автомобиля эксплуатируются в жестких условиях. Они постоянно покрыты слоем грязи, пропитанным растворами соли, которой посыпают дороги, удобрениями и др. агрессивными веществами. Если пренебрегать осмотром и удалением грязи с днища и профилактическими мерами, то с вашим автомобилем вполне может случиться не столь уж редкая история, когда двигатель и многие узлы автомобиля еще вполне могут прослужить с десяток лет, а кузов полностью разрушен. Необходимая жертва — борьба с обледенением, которая значительно уменьшает срок службы автомобилей. Практика показывает, что больше всего при этом страдают колесные ниши, пороги и части днища, расположенные позади ведущих колес. Именно поэтому даже небольшие повреждения покрытий в указанных местах приводят к интенсивному развитию коррозии и быстрому разрушению автомобиля.
Но не только внешние поверхности днища подвержены коррозии. Следует при осмотре обращать внимание на основание кузова со стороны салона, особенно под ковриками. Эти части подвержены сильному коррозионному разрушению. Причин тому много, перечислим основные:
-места сварки основания негерметичны, и через них просачивается влага;
-под ковриками скапливается вода, заносимая на обуви водителя и пассажиров;
-применяемые тепло- и шумоизолирующие материалы склонны к водопоглощению, гниению и плесневению.
Хотя бы раз в год необходимо снимать коврики и изоляцию, очищать и сушить днище, устранять при необходимости коррозионные повреждения.
Новые автомобили обычно сохраняют свойства антикоррозионных покрытий, которыми были обработаны на заводе-изготовителе, в течение 4—5 лет при благоприятных условиях эксплуатации. И все же многие автолюбители предпочитают покрывать днище даже нового автомобиля. А обработка после капитального ремонта или покраски — это непременное условие того, что после ремонта какое-то время автомобиль не будет доставлять беспокойств.
Машиностроители для обеспечения сохранности низа кузова и шасси обрабатывают их на заводе специальными противокоррозионными составами. Тем не менее, до начала эксплуатации нового автомобиля его следует тщательно осмотреть. Если при этом будут обнаружены отслоения, вздутия, трещины защитной битумной пленки, или ее толщина в отдельных местах будет недостаточна (для битумных покрытий она должна быть не менее 1 мм), эти дефекты необходимо исправить сразу же.
Особое внимание нужно уделить осмотру труднодоступных мест и крыльев, так как они начинают ржаветь в первую очередь. Объяснение тому простое: внутренние поверхности крыльев за счет ударов камней и других твердых предметов на дороге подвергаются наибольшему абразивному износу. Если защитные покрытия в этих местах регулярно не проверять и не возобновлять, они быстро истираются до чистого металла.
Для защиты автомобиля снизу и внутренних полостей отечественная промышленность выпускает ряд материалов — автоантикор битумный для днища, мастика сланцевая автомобильная, автоантикор для днища резиноби-тумный, Мовиль, Резистин и др., есть хорошие импортные аналогичные материалы. Изготовляют их на основе продуктов переработки нефти, сланцев, каучуков, эпоксидных смол и т. д. В состав входят ингибиторы коррозии, поверхностно-активные вещества, связующие (смолы, каучуки, парафины, церезины, синтетические полимеры), наполнители (тальк, асбестовая крошка) и др. Все составы обладают хорошей смачивающей способностью, 6Лагодаря чему легко проникают в дефекты сварочных швов, трещины, узкие зазоры между листами металла, а также в рыхлую ржавчину, пропитывая ее и замедляя процесс коррозии там, где он уже начался.
Составы для защиты днища от коррозии должны облагать следующими свойствами:
-высокой стойкостью к воздействию влаги;
-малой гигроскопичностью;
-высокой адгезией, стойкостью к вибрациям и абразивному износу, ударным нагрузкам;
-стойкостью к воздействию высоких (до 140 °С) и низких (до —40 °С) температур;
-относительно быстрым высыханием;
-нейтральностью растворителя, содержащегося в защитном компоненте, по отношению к лакокрасочным и грунтовочным покрытиям, резине.
Хорошими защитными материалами для днища и крыльев автомобиля считаются поливинилхлоридные пластизоли. Срок их защитного действия составляет от 3 до 7 лет. На машиностроительных заводах из материалов этой группы часто используют пластизоль Д-11А. (Покрытия из Д-11А обеспечивают также уменьшение шума при движении машины.) Наносят пластизоль методом безвоздушного распыления при помощи краскораспылителя. Затем пластизольную пленку высушивают при повышенной температуре (не более 150 °С) в течение 30 мин.
Защитные покрытия из поливинилхлоридных пластизолей, которые наносят на заводе, значительно лучше противостоят всем видам разрушений, чем из других материалов. Однако и они со временем разрушаются.
Применяемые поливинилхлоридные пластизоли отвердевают при 130 °С, а пластизоли холодного отверждения пока что не разработаны, поэтому при ремонте покрытий из пластизолей у любителей возникают определенные трудности.
Битумные покрытия защищают металлические поверхности в течение 1—2 лет. Благодаря хорошей эластичности, они обладают длительным защитным действием, высокой стойкостью к ударам камней (гравия) и действию низких температур. Они надежно противостоят действию влаги, соли, но недостаточно морозостойки.
Восковые составы иногда используют для сезонной противокоррозионной защиты днища и крыльев. Достоинством этих материалов является хорошая способность проникать в мельчайшие щели, затекать в кромки, различные карманы и другие труднодоступные места. Но восковые пленки имеют низкую износостойкость, плохо противостоят ударам камней и щебня. Более целесообразно использовать восковые составы для консервации других защитных покрытий днища, например битумных. В период эксплуатации в более агрессивных условиях, скажем, зимой, восковую пленку рекомендуется восстанавливать дважды за сезон.
Срок защитного действия покрытий во многом зависит от качества подготовки поверхности. Так, каучуковые покрытия нужно наносить только на очень тщательно очищенную от грязи, смазки и ржавчины поверхность. В противном случае покрытия плохо сцепляются с защищаемой поверхностью и не обеспечивают ее защиту на длительное время. Если учесть, что они и более дорогие по сравнению с другими, то необходимость тщательного выполнения всех требований производителя станет еще более очевидной.
Надо заметить, что разработке таких составов всегда уделялось значительное внимание, как у нас, так и за рубежом. Достигнуты неплохие результаты, отечественные антикоры зачастую не только не уступают зарубежным по показателям качества, но во многих случаях и превосходят их. Перечисленные препараты могут обеспечить защиту автомобилей на Достаточно долгий период. По качеству составы близки. Между собой и могут с одинаковым успехом применяться для защиты как днища, так и крыльев автомобилей.