Энциклопедия
Автомобильные масла
Автор: propeller // 17.05.2009
Все масла состоят из основы (базового масла) и пакета присадок. Базовые масла подразделяются на три типа:
Базовое масло при этом составляет порядка 80-90% от общего объема продукта, остальное – пакет стабилизирующих присадок.
Ввиду того, что моторное масло используется в широком диапазоне рабочих температур и разных типах и конструкциях двигателей, то масла следует выбирать исходя из двух основных критериев - вязкостной характеристики и качества.
Общепринятый стандарт, определяющий вязкостную характеристику масла был разработан Обществом Инженеров по Автомобильной Технике США (SAE).Он характеризует вязкость неиспользованного масла при низких и высоких температурах. Вязкость при низких температурах определяется в цифрах перед буквой W (Winter – для использования в зимних условиях). Чем ниже число, тем лучшей текучестью обладает масло при отрицательных температурах, что облегчает запуск двигателя. Для примера SAE 5W30 имеет хорошую текучесть при –20°C, SAE 0W30 имеет хорошую текучесть при –30°C. Второй параметр показывает , какую имеет вязкость масло при рабочей температуре 100°C, и определяется цифрой, которая стоит после W. К примеру масло SAE 10W40 (более жидкое) имеет вязкость при температуре 100 °C ниже, чем масло SAE 10W60 (более густое). Этим и объясняется рекомендация в старые, изношенные двигатели лить масло с большей эксплуатационной вязкостью, чтобы обеспечить лучшую компрессию и меньше уходило на угар.
Вторая характеристика, это качество масла, или его эксплуатационные свойства. Американский Институт Нефти (API) разработал систему классификации масла по уровню качества. Она различает масла для бензиновых (S - Service) и дизельных двигателей (C - Commercial). Обозначение класса состоит из двух букв: первая указывает категорию масла (S или C), а вторая – уровень качества масла ( от А до L ). Чем дальше по алфавиту стоит вторая буква, тем выше требования испытаний, которые прошло масло. К некоторым буквам также добавляются номера (2 или 4) для обозначения 2-х или 4-х тактных двигателей, в которых его следует использовать. Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначение обеих категорий (API SG/CD, API SJ/CF). Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving). Римские цифры указывают процент экономии топлива (EC I -1,5%, EC II -2,5%). Пример: API SJ/CF-4 EC II. Это универсальное масло для бензиновых (SJ) и дизельных (CF) двигателей с энергосберегающими свойствами (2,5 %).
Существуют и другие классификации, к примеру ACEA - Ассоциация европейских производителей автомобилей. Она предъявляет более жесткие требования. В ней предусматривается 14 категорий масел, объединенных в три класса: А — масла для бензиновых двигателей; В — масла для дизелей легковых автомобилей; Е — масла для дизелей грузовых автомобилей. Чем больше цифра стоящая рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристикам. Последние две цифры указывают год утверждения масла, а номер выпуска на то, что при сертификации масел данной категории использован новый метод испытаний, но требования к их эксплуатационным свойствам не ужесточены. Категории А1-02, А5-02, В1-02, В5-02 – это энергосберегающие масла.
Автомобильные трансмиссионные масла отличаются от моторных масел, хотя они также классифицируются по вязкостно-температурной характеристике (SAE) и по качеству масла (API).
Основой классификации трансмиссионных масел по SAE является вязкость масел. Она построена по тому же принципу, что и классификация моторных масел, но использует другую шкалу. Так же, как и в классификации моторных масел SAE, трансмиссионные масла с одним числом являются сезонными, например SAE 80W. Трансмиссионные масла с двойным числом являются всесезонными, например SAE 80W90. Всесезонные масла обладают низкотемпературными вязкостными свойствами, которые соответствуют низшему числу. Высшее число соответствует высокотемпературной вязкости масла.
API классификация основана на нагрузочных и противоизносных свойствах масла. Классификация обозначается буквами GL (Gear Lubricant) и номером. API классификация подразделяется на API GL 1 (без противоизносных присадок) до API GL 5. Применяемость масел по стандартом качества следующая:
GL 1 применяется для ручных коробок передач, где можно или нужно использовать масла без специальных присадок.
GL 2 для червячных передач и промышленных редукторов, где смазывающая способность является ключевым требованием.
GL 3 для ручных коробок передач, работающих в условиях средней тяжести, эти масла содержат легкие противозадирные присадки.
GL 4 для конических передач со спиральным зубом и гипоидных передач, работающих в сравнительно тяжелых условиях, эти масла используют присадки со средними противозадирными требованиями.
GL 5 используется для гипоидных передач работающих на высоких/низких скоростях или использующих высокий/низкий крутящий момент. Жесткие условия такой работы требуют применения сильных противозадирных присадок.
Для дифференциалов с ограниченным проскальзыванием (Limited sleep differential ) на основе фрикционных дисков ( Friction type ) необходимо применение специальных трансмиссионных масел с индексом LS. Средний межсервисный пробег для замены масла в раздаточной коробке и дифференциалах 60000-90000 км.
Информация взята с сайта "Резиновая подкова для железного коня"