Энциклопедия
С заносом на "ты"
Автор: Intenso // 30.03.2009
C приходом зимы нужно менять не только покрышки, но и стиль вождения. Резкое нажатие на педаль тормоза уже не обеспечит эффективного замедления, а поворот руля – заданной смены курса. Интересно, а как справляются с погодными катаклизмами профессиональные спортсмены, умудряющиеся наперекор законам физики гоняться по голому льду на всесезонной резине?
C приходом зимы нужно менять не только покрышки, но и стиль вождения. Резкое нажатие на педаль тормоза уже не обеспечит эффективного замедления, а поворот руля – заданной смены курса. Интересно, а как справляются с погодными катаклизмами профессиональные спортсмены, умудряющиеся наперекор законам физики гоняться по голому льду на всесезонной резине?
Контрсмещение
Скандинавская раллийная школа считается лучшей вот уже лет сорок. Потому что для жителей Финляндии, Швеции, Норвегии езда на расчищенных от снега замерзших озерах – такой же национальный вид спорта и отдыха, как хоккей или сауна. С малых лет они садятся на автомобили, тракторы, снегоходы и скользят зимой везде, даже на расчищенных до асфальта дорогах. А водитель, научившийся ездить по скользкому, – ас. Один из приемов, принесший успех скандинавам, – поворот с контрсмещением на переднеприводном автомобиле. Входя в вираж (например, в левый), водитель притормаживает и выворачивает руль в сторону, противоположную повороту, то есть правую. Дождавшись, когда авто начнет «ставить» почти поперек дороги правой стороной, он снимает ногу с педали тормоза и поворачивает руль в «правильную», левую сторону. Используя инерцию машины для ее вращения, «ставит» ее поперек дороги теперь уже в нужном направлении. Дальше водитель практически не использует руль, а пускает автомобиль в занос, спровоцировав газом пробуксовку ведущих колес. Если поворот уже пройден, а машина продолжает закручиваться вокруг своей оси, нужно прервать занос, выжимая педаль сцепления.
Перегазовка
Как и обычные водители, спортсмены тоже ошибаются и теряют контроль над автомобилем на скользкой дороге. Разница лишь в том, что во внештатной ситуации они действуют автоматически. Прием, о котором пойдет речь, гонщики используют в автоспорте круглый год. А подсмотрели они его у водителей грузовиков, где КПП лишена синхронизаторов. Для любителей же данная «технология» будет крайне полезна именно зимой. Перегазовка – это переключение передач с высших на низшие с увеличением оборотов, позволяющее избежать резкого замедления колес ведущей оси, а значит, их неминуемого срыва в скольжение. Увидев вызывающий подозрения участок, выжмите сцепление, перейдите на «нейтраль», отпустите левую педаль. Затем буквально на долю секунды нажмите на газ, после чего выжмите сцепление, «воткните» пониженную ступень и плавно отпустите сцепление. Последовательно перебрав все передачи вниз, можно замедлить движение машины вплоть до полной остановки даже на голом льду. Главное – не запутаться, для чего необходимо постоянно тренироваться, доведя этот алгоритм до автоматизма. Но оно того стоит!
В ритме вальса
Как и в кольцевых автогонках, зимой машиной нужно управлять по-кошачьи мягко. Не только крутить руль, но и стартовать, тормозить и поворачивать надо плавно – на скользком покрытии «рваный» ритм приводит к потере управляемости автомобиля! Со старта газ в пол – и ведущие колеса начнут полировать лед. Нередко, увидев скользкий поворот, водитель провоцирует занос резким сбросом газа и, испугавшись, усугубляет свое положение – инстинктивно вообще убирает ногу с акселератора, еще и бьет вдобавок по педали тормоза. Естественно, что машина из заноса не выходит, а просто скользит прямо.
Водителю необходимо понять, как перераспределился вес заднеприводного автомобиля: при сбросе газа передок загрузился, машина клюнула носом, и корма потеряла сцепление. Гонщик в такой ситуации откроет газ и, вывернув колеса в сторону заноса, пройдет поворот веером. Но непрофессионалу нелегко нажать на газ чисто психологически. Лучше попытаться исправить ситуацию с помощью интенсивной рулежки. Вот где нужна резкость в движениях. Вывернув руль в сторону заноса, следует, не дожидаясь реакции автомобиля, крутить баранку обратно. Коррекция в таких случаях должна производиться очень быстро, нужна работа на опережение – чтобы не дать автомобилю «раскачаться», иначе он пойдет в ритмический занос. Угол заноса с каждой «волной» влево-вправо становится все больше, и если опоздать с коррекцией или не суметь «поймать» машину, она слетит с дороги. Именно из-за «раскачки» авто чаще всего переворачивается или отправляется в кювет. И еще: в городе перестраховывайтесь «на дурака» – во время движения, каким бы медленным оно ни было, увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля вдвое по сравнению с «летней» – целее будете.
Пользуйтесь сцеплением
Одно из существенных отличий обычного водителя от гонщика – владение педалью сцепления. Первый пользуется ею исключительно для переключения передач, второй – и для управления машиной на скользкой дороге. Причем делает это в ситуациях от простейших до самых серьезных, где секунды решают, быть исходу аварии летальным или нет. Так, при старте со светофора, где дорога обычно напоминает настоящий каток, выжатое сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес. Если вы не справились с заносом и корма машины начала обгонять нос, кратковременное выключение сцепления заметно ослабит вращение.
Когда снизить скорость можно только с помощью торможения двигателем, сцепление смягчит включение низших передач. Отпустите акселератор – обороты упадут, и когда вы почувствуете, что машина замедлилась, хлестко ударьте по сцеплению, сделайте перегазовку, включите пониженную передачу и снова приоткройте газ. Выжатое сцепление также поможет резко поднять обороты, когда вы «закапываетесь» в снегу и мотор теряет тягу.
Накат - враг твой
В свободное от гонок время занимаюсь ремонтом машин, поэтому приходится выслушивать немало историй об авариях. Одна из частых причин ДТП – езда накатом. Все как летом: разогнался от светофора – и дрейф на «нейтрали» до следующего «маяка». Этого категорически нельзя делать: на ведущих колесах всегда должен быть запас тяги. Всегда! Иначе в случае заноса задней оси или сноса передней водитель фактически обречен: с помощью руля и педали тормоза исправить ошибки в управлении может лишь искушенный мастер. Обычный же автолюбитель с испугу тормозит что есть силы, колеса блокируются, и неуправляемая машина несет водителя навстречу приключениям. Причем несет долго – при заблокированных колесах тормозной путь только увеличивается. Что делать? Как можно спокойнее отпустить тормоз, выжать сцепление и включить понижающую передачу. И дозируя тягу, попытаться «поймать» машину. Второе «зло» езды накатом: при торможении на «нейтралке» легко блокируются колеса. В то время как на передаче инерция двигателя не даст «заблокироваться». Разве что водитель со страху вдавит педаль тормоза в пол и заглушит мотор, «забыв» вовремя выжать сцепление и перейти на пониженную передачу. Вот тогда ситуация по безвыходности приравняется к езде накатом.
«Ручник» - второй руль
Стояночный тормоз для гонщиков – столь же важный орган управления автомобилем, как педали, руль и КПП. Так, в ралли за «ручник» часто «держится» штурман, кратковременным подтормаживанием задних колес вызывая их занос и закидывая корму машины в 90-градусные повороты, которыми изобилуют городские спецучастки или узкий разворот горного серпантина. Главное – научиться уверенно и энергично действовать рычагом, точно дозируя время его включения стояночного тормоза. Тренироваться, естественно, нужно не на дороге общего пользования, а, в идеале, – на расчищенной от снега площадке со льдом. В длинных плавных поворотах достаточно, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос. А чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» придерживают заметно дольше. Этот прием лучше всего применять в автомобилях с автоматической коробкой передач и с передним приводом. Впрочем, используется стояночный тормоз и по назначению. Например, на старте под горку или на очень скользкой поверхности. На «гражданке» же данный прием лучше всего подходит для зимних «гонок» со светофора на заднеприводной машине. На желтый сигнал поставьте машину на «ручник» и плавно отпускайте сцепление. В тот момент, когда оно начнет «прихватывать», добавьте газ. Как только загорелся зеленый, стояночный тормоз – в пол. Если вы чувствуете машину и идеально дозируете ход педали газа и «ручника», быстрый и плавный старт с минимальным «буксом» на покрытии с любым коэффициентом сцепления гарантирован.
Примечание редакции
Прежде чем применять все вышеописанные приемы на дороге, настоятельно рекомендуем отработать их на полигоне, желательно – с хорошим инструктором.
Сергей Суховский