Энциклопедия
Yamaha и асбест: партия квадроциклов пошла под нож
Автор: Сергей // 25.10.2017
Компания Yamaha отзывает с российского рынка 128 квадроциклов модели YFM-90R, проданных с 2015 по 2017 год. В сообщении отмечается, что причиной отзыва является вероятность того, что при производстве тормозных колодок для этих транспортных средств был использован материал с содержанием асбеста. Хозяевам транспортных средств обещают провести ремонт за счет предприятия. Больше подробностей о причинах для возврата квадроциклов на доработку не разглашается. Аналитики же сомневаются в адекватности повода к отзыву продукции.
Непредсказуемый разворот.
Первый вопрос, который следует задать в сложившейся ситуации: «Почему квадроциклы, продававшиеся в течение более двух лет, имеют какие-то конструктивные особенности, которые не удовлетворяют требованиям компании?». Понятно, что в автопроме бывают неприятные случайности, обнаружить которые до выпуска продукции в массовое использование тяжело. Крупные автоконцерны не раз сталкивались с тем, что их автомобили и мотоциклы ведут себя на испытательном полигоне отлично, но у потребителей то руль до конца не выкручивается, то бортовой компьютер начинает самопроизвольно блокировать двери и не отзываться на команды хозяина. В июне этого года Yamaha уже отозвала партию из 394 своих квадроциклов из-за проблем со стойками крепления руля.
Такие происшествия неприятны, но понятны. А вот присутствие асбеста в тормозных колодках должно было быть обнаружено еще на стадии тестирования комплектующих, до самой сборки первого аппарата. Два года продаж готовой продукции, не говоря уже об испытаниях на полигонах, совершенно не требуются для обнаружения каких-то примесей в продукции. Возникает предположение, что компания знала о присутствии этого материала в колодках еще на стадии запуска модели на рынок, но сочла его допустимым. Почему?
Дело в том, что асбест является одним из самых дешевых и экологичных материалов, использующихся в автомобилестроении. Благодаря уникальным природным свойствам этого волокнистого и пластичного минерала: его высокой сопротивляемости агрессивным средам, износостойкости и термоизолирующим особенностям, асбест является одним из лучших материалов для создания тормозных колодок. Он активно используется в России, части стран ЕС, Китае и Юго-Восточной Азии в автомобилестроении и в производстве железнодорожных составов. Хризотил-асбест позволяет существенно сократить издержки по сравнению с использованием синтетических аналогов, притом, что при контролируемом использовании он абсолютно безопасен. Исследование доктора Д. Паустенбаха установило, что пыль, попадающая в атмосферу при трении тормозных колодок безопасна для человека.
Кроме того, зафиксированные на улицах Москвы концентрации волокнистых частиц, в том числе, и асбеста минимальны, и находятся на уровне, который считается фоновым для атмосферного воздуха городов – 0,001 в/мл. И все было бы хорошо, если бы не политика и нечестные игроки, вмешавшиеся в производственный процесс.
«Кирпич» на дороге автомобилестроения
Если нет рациональной причины отзыва продукции с точки зрения технологического процесса, может быть, есть другие заинтересованные лица, которым было бы выгодно поднять шум вокруг асбеста? Вряд ли компании Yamaha нужны убытки и урон репутации, связанные с её квадроциклами. А вот крупным западным корпорациям, уже несколько десятилетий пытающимся запретить асбест, это, конечно, на руку.
На сегодняшний день асбест запрещен к использованию на территории Евросоюза и ряда других стран. Поводом для запрета послужили судебные иски, связывавшие заболевания дыхательной системы у рабочих и использование асбеста. Западноевропейские корпорации, до того не соблюдавшие нормы безопасности, были вынуждены отказаться от использования минерала, чтобы сэкономить на выплатах компенсаций. Но, они запретили весь асбест – и амфиболовый, который действительно может быть опасен для человека, и хризотиловый, опасными свойствами не обладающий. Почему? На территории Европы добывается амфиболовый асбест, а хризотил – в странах тогдашнего СССР и Юго-Восточной Азии. Европейские компании начали выпускать синтетические аналоги и закрыли свой рынок для более дешевой, экологичной и качественной продукции. Это противостояние продолжается до сих пор. Примером может служить казус 2012 года, когда российские железнодорожные составы едва не перестали пускать на территорию ЕС по причине наличия тормозных колодок из хризотила.
Комичность ситуации в том, что из готовых колодок волокна хризотила не могут попадать в атмосферу. Под воздействием трения и высоких температур хризотил превращается в новое инертное вещество – форстерит, а он не является канцерогеном и никем не классифицируется как опасное вещество.
Несмотря на все исследования и заявления компетентных специалистов, западные политики «в едином порыве» едва не загубили выгодный для России контракт по ОСЖД.
По тормозам!
По всей видимости, жертвой этой истерии стала и компания Yamaha. Давление со стороны её партнеров на Западе вполне могло побудить руководство к замене тормозных колодок спустя 2 года с выпуска этой партии квадроциклов на рынок.
Причем, как водится, выгоду получат только недобросовестные корпорации – Yamaha понесет большое количество издержек, а владельцы квадроциклов столкнутся с явными неудобствами, получив в итоге продукт худшего качества.