Энциклопедия
Достучаться до небес (инсталляция в Audi TT)
Автор: propeller // 17.03.2009
Мы часто ищем в других то, что должны обеспечить себе сами. Устанавливаем ненужные правила в своих стремлениях и отношениях с окружающими, вводим заслоны, условия и ограничения на будущее. Современный человек чересчур осторожен, слишком озабочен, непомерно страшится результатов: а вдруг они не впишутся в ожидания? Предпринимая что-то, десять раз оглянется: а правильно ли меня поймут? А если не сработает? И вообще — а надо ли? Привычное-то спокойней…
А ведь еще — смотря где живешь. В сказочных широтах экватора, где роскошная благоухающая флора не знает зимы; или где-нибудь на побережье Тихого океана, где ничто райскому наслаждению помешать не может; или под упоительными ласками средиземноморских бризов — там, понятное дело, с оптимизмом смотреть на мир легче, чем на арктических льдинах вокруг дрейфующих станций в компании пингвинов, ко всему привыкших, но жмущихся порой друг к другу от небывалого мороза.
А если ты живешь в городе, где лишь 60 дней в году — солнечные; если ветры с Финского залива с монотонным постоянством несут тяжелые серые тучи; если мелкий дождь вперемешку со снегом не признает календарных границ времен года; если утром еще, а вечером уже темно, когда ты в пути? Скорее бы добраться до своего уютного дома, да в тепле мечтать о далеких солнечных днях — где уж тут вырабатывать свое вИдение мира…
Но ведь можно — если точно знаешь, чего хочешь, и уверен, что иначе никак. И тогда унылая серость за окном только укрепит тебя в правильности решения изменить что-то в жизни.
Концепт-кар Audi ТТ увидел свет в 1995 году — и без лишней скромности занял подобающее место в классе маленьких спортивных купе. Узнаваемый силуэт кузова, небольшие размеры, уют салона и букет оригинальных инженерных решений: именно для тех, у кого — как в поговорке — бензин в крови. Дизайнеры Audi создавали ТТ, во многом ориентируясь на болиды Auto Union, которые в 30-е годы минувшего, двадцатого столетия устанавливали мировые рекорды на гоночных трассах Европы.
В качестве головного устройства использовано Nakamichi CD-700. Для него была полностью переделана лицевая панель — с соблюдением стилистики и Nakamichi, и Audi одновременно. Кроме того, для дистанционного управления «головой» (что для данной модели вообще не свойственно) в его лицевую панель интегрировали небольшой электродвигатель, вращающий регулятор громкости. Двигатель управляется по радиоканалу с двух пультов дистанционного управления. Для водителя — это кнопки на руле, для пассажира — джойстик в подлокотнике двери. Подсветку Nakamichi изменили, сообразуясь с подсветкой приборов машины — с желтой на красную.
Акустическое оформление низкочастотных динамиков — алюминиевые боксы сложной формы, по сути — закрытые ящики. Их созданию предшествовал длительный этап моделирования с построением трехмерных моделей и макетов из МДФ в натуральную величину.
Размещены боксы в дверях, причем все дверные механизмы запирания и подъема-опускания стекол функционируют, как и прежде.
Продумана автономная система жидкостного охлаждения усилителей — с радиатором (он установлен под задним бампером). Штатные радиаторы усилителей сменили на жидкостные и систему дополнили водяным электрическим насосом, расширительным бачком и температурными датчиками, которые призваны автоматически поддерживать температуру 50 градусов С. Предусмотрено, что циркуляция жидкости и охлаждение радиатора будут включаться самостоятельно — как только температура достигнет величины, заданной на контроллере. Правда, при работе в нормальном (не ураганно громком) режиме до 50 градусов дело не доходит.
Особого внимания заслуживает практически безукоризненно выполненная силовая проводка. Основная «изюминка» — закрепление всех проводов, объединенных в съемные жгуты, к кузову с помощью «вживленных» в него резьбовых соединений.
Идея достижения бескомпромиссного результата привела к изготовлению жестких межблочных кабелей, внешняя часть которых представляет собой медные трубки, внутри которых плотно расположены свитые проводники. Таким образом, исключается малейший сдвиг проводов и даже теоретическая возможность проявления микрофонного эффекта из-за вибрации проводника со слабым сигналом. Также жесткая медная оболочка является экраном от ВЧ-помех.
Корпуса для RCA-коннекторов — тоже собственного «автоаудиомастерского» изготовления. Это, возможно, и мало отношения имеет к собственно аудио, но уж с точки зрения создания стиля, а еще и максимального удобства… Иными словами, в случае крайней необходимости можно всю эту «упряжь» с машины снять, равно как и обратно все поставить, благо для проводки спроектированы и изготовлены из пластика специальные несущие каркасы. Это существенный показатель технологичности — ведь с авто (не дай Бог!) может быть все, что угодно…
Силовые и звуковые цепи разнесены максимально: силовая проводка уложена в полу, а межблочные и акустические кабели — для соблюдения их минимальной длины — пущены по потолку, там же — слева и справа в стойках — расположены пассивные кроссоверы.
Достаточно оригинальна схема подключения дополнительной батареи — через контроллер Brax, который состоит из силового блока и цифрового индикатора, позволяющего контролировать напряжение, ток заряда и разряда батареи, мощность, температуру усилителей.
Несколько слов об установке твитеров. У них можно менять угол наклона — как, впрочем, и их самих, настраивая параметры звуковой сцены, безо всякого инструмента — благодаря съемным крышкам-грилям.
На обшивке, как и на боксах, мощный металлический фланец гарантирует полное отсутствие смещения частей конструкции и динамика друг относительно друга и, как следствие, — вибраций, столь заметных даже «невооруженным» ухом.
Большую индивидуальность салону Audi придали, перетянув кресла и дверные обшивки светло-коричневой кожей, а также изготовив декоративные пороги с подсветкой.
Однако главной и самой трудоемкой стала работа над багажником. В нем удобно разместились несколько усилителей Sinfoni и сабвуфер. Усилители установлены в объемы задних крыльев и защищены декоративной ширмой, схожей в очертаниях отделки со стильными дверными карманами. Сабвуфер решили подвесить на алюминиевых балках — это позволило сохранить полезный объем багажника. Между прочим, мастера студии шутят (или просто — по неосторожности ноу-хау выдают?), что за сабвуфер можно машину даже буксировать безо всякого вреда для обоих.
Алюминиевый пол багажного отделения изготовлен по специальному эскизу — со штамповкой рифленой поверхности.
Что же в целом? Фактически полная, но по сути — мнимая скрытность инсталляции. Audi целиком сохранена как динамичная спортивная машина. Интересы багажника, запасного колеса, аптечки и домкрата тоже учтены полностью. С другой стороны, стиль, избранный при отделке салона и багажника, внеся немало свежих идей, органично сочетается с автомобилем в целом.
Совершенство — как горизонт: недостижимо. Поэтому всегда найдется поле деятельности для улучшения. Так и с Audi: в студии признаются, что далеко не все задумки еще воплощены в жизнь (вернее, в автомобиль), и размышляют над советами судей. Хотя — то, что профессионалы АвтоАудиоМастера на правильном пути, подтверждают беспрецедентно высокие оценки, полученные за инсталляцию, и гордые титулы: чемпион России по звуку 2002 года, абсолютный чемпион России по инсталляции этого же года, чемпион Европы в классе «PRO Limited» по инсталляции.
Только в Питере человек может узнать себя, считал русский критик. Можем продолжить эту мысль тем, что обитатели знатного города знают чуть больше тех, кто в поисках себя приезжает в него.
В желании изменить мир вокруг себя важно не останавливаться. И тогда, достигнув намеченной цели, с полным правом можно будет оглянуться и сказать: да, это — именно та идея, что, воплотившись, может быть понятна теперь и другим. Это мой взгляд на вопросы, что приходится решать, применяя все свои знания и творческие силы, вкладывая душу и пользуясь благословением Свыше…
Сами себя перебьем. 30-е годы вообще — мини-эпоха нашествия индустриализации на развитую часть мира. Заводы и фабрики, шахты, дороги, паровозы, автомобили, аэропланы — движение вперед и вверх! А если припомнить расцвет радио — так и вообще в эфир, то есть совсем уж в бесконечные дали пространства.
Казалось бы: улучшать Audi TT, чьи создатели и так размышляли о славном индустриальном прошлом, взяв его за основу облика автомобиля,— только портить. Однако в жизни настоящей инсталляционной студии всегда найдется место подвигу.
Питерская студия АвтоАудиоМастер сделала этот автомобиль своеобразным плацдармом для воплощения собственных идей и возможностей, проверки новых технологий, утверждения профессионального «Я».
Для осуществления проекта специально было создано КБ, возглавляемое опытным техническим директором, в работе которого приняли участие и дизайнеры, и инженеры.
Задачи предстояло решать комплексно: во-первых, хотелось добиться идеального звучания и тем самым показать себе и своим заказчикам, каких высот качества можно добиться при озвучивании автомобильного салона. Во-вторых, машина должна была победить в соревнованиях по автомобильному звуку (что, как и предчувствовали, оказалось не одно и то же). В-третьих, было интересно испытать свои способности и возможности, требовалось создать нечто такое, что принципиально отличалось бы от всех остальных участников тех же соревнований. В-пятых… — ну, и далее по списку.
Тема особого разговора — оригинальная идеология аудиосистемы. Считается, что впечатляющее звучание гораздо легче получается с использованием процессора, а то и вовсе без оного невозможно. Кто бы спорил: у процессора масса полезных для настройки регулировок — но он, по мнению студийных профессионалов, никогда не будет в состоянии излучать настроение, эмоции и живой звук. Впрочем, кому что нравится, и каждый имеет право на воплощение собственных идей.
Было очевидно, что в машине без процессора, с двухполосной системой добиться приемлемой звуковой сцены — задача очень заковыристая. Однако главное, к чему стремились установщики и что, действительно, получили, — это ровный тональный баланс, тембровое соответствие инструментов, натуральность и комфортность звучания.
Мне довелось провести долгое время в этой машине, с удовольствием прослушивая ее аудиосистему. Разнообразную музыкальную программу, куда входили совершенно разные записи, хотелось слушать не переставая, сменяя диск за диском. Завораживающее, почти «живое» звучание порой открывало даже неизвестные детали в знакомых произведениях. В частности, столь обширную глубину музыкальной сцены мне не приходилось встречать ни в автомобилях, ни в жизни, то есть дорогих «домашних» high end–системах.
В таком свете некоторые жанры имели иную, новую трактовку. Электронная музыка открывала бесконечные дали виртуального пространства, тыловая граница музыкального действа угадывалась далеко за пределами лобового стекла. Подлинную мощь и сильный экспрессивный напор продемонстрировало воспроизведение рок-музыки. Вокальная музыка открыла мир ярких и теплых тембровых красок. Системе подвластна даже симфоническая музыка, с ее огромными громкостными перепадами — контрастами макродинамики. Так же — на высочайшем уровне — тонко прорисованы и мельчайшие нюансы в передаче сложных негромких фрагментов. Необычное ощущение огромного пространства, о котором уже упоминалось, не всегда воспринимается как должное: при постижении такого высокого качества понадобится время для привыкания. Важное свойство открылось в процессе прослушивания: это отсутствие цифровой зернистости и вместе с этим — выхолощенности, которая свойственна любому компоненту цифровой обработки звука.
У музыки, прозвучавшей в салоне автомобиля, есть «душа», она открыта для понимания и создает тонкие и затейливые образы в сознании слушателя. Разумеется, о таких вещах, как соответствие, узнаваемость тембров музыкальных инструментов или ровность тонального баланса, нет нужды и говорить: безукоризненное звучание не дает даже вспомнить о существовании самих терминов.
Специалисты, открывая смысл своей масштабной работы, говорят, что хотели сделать автомобиль со звуком, ориентированным на слушателя, а не на судей. Ведь машины должны ездить — следовательно, довольно абсурдной кажется оценка их, стоящих на месте, с выключенным мотором. Правоту подобного мнения подтвердила дорога до Катовице (на европейский Финал этого года), по которой ТТ добиралась своим ходом и продолжала прекрасно звучать на скорости более 200 км/час, не теряя ни музыкальных образов, ни высоты звуковой сцены, ни локализации инструментов в пространстве…
Но вернемся к истории создания этого шедевра. Равновесие между функциональной оправданностью и эстетической уместностью любого элемента инсталляции в сфере car audio найти весьма сложно. А если еще держать в уме идеологию…
Итак: взяв самые дорогие компоненты, мастера студии приступили к созданию машины с образцовым звучанием. С самого начала верили, что в соревнованиях по автомобильному звуку победить удастся, несмотря на то, что машина делалась по другим принципам — без использования процессора в аудиосистеме.
Основой художественного образа при создании дизайн-проекта стал дирижабль. Нужно было иметь воображение, чтобы, увидев оригинальный лючок бензобака, декоративные элементы ручек дверей, воздуховоды в торпедо, да и сам кузов — округлый, похожий на баллон, представить себе легендарное транспортно-грузовое средство, весьма популярное в те же 30-е годы. В процессе инсталляции появилось большое количество алюминиевых конструкций. Среди них — передняя панель головного устройства, балки для крепления сабвуфера и декоративные ажурные элементы в багажнике, акустическое оформление для низкочастотных динамиков в виде металлических боксов в передних дверях. Благодаря обилию объемных металлических элементов стало еще заметнее сходство автомобиля с дирижаблем жесткой схемы — т.е. таким, в строении которого участвует жесткая килевая ферма: она значительно повышает его устойчивость в продольном направлении.
Информация взята с сайта "Клуб 12 вольт"